Статьи

НЛП в обучении

НЛП в обучении

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов © К.А. Гельвеций
Или как НЛП (нейролингвистическое программирование) успешно применяется в обучении.

Согласитесь, в наши дни наличие диплома не говорит о наличии компетенций, также как и наличие отношений вовсе не значит, что человек умеет их грамотно выстраивать. Так и все мы порой создаём видимость (в первую очередь для самих себя) компетентности в том или ином вопросе (с высшим образованием — типа "умный", в браке — типа "взрослый" и так далее).

Вопрос в том, что существует слишком много вариантов, как именно разные экземпляры homo sapiens создают эту видимость (я пока молчу о вопросе "зачем?"), и, к сожалению, в наш век "бумажек и ярлыков" для получения диплома некоторым достаточно отсидеть срок "попочасов" имитируя бурную деятельность, либо вовремя занести нужному человеку нужную сумму, и лишь единицы (с учётом "возможностей" нынешней системы образования) действительно умудряются получить необходимые для их специальности знания.

Так мы получаем десятки тысяч людей, которые прячутся за своими дипломами и сертификатами, чаще всего понятия не имея, как все это применить в своей профессиональной деятельности (да и в чем она, в принципе, заключается).

С одной стороны — кадровый голод, низкоквалифицированные (несмотря на обилие сертификатов) специалисты, которым страшно поручить задачи даже соответственно их должностной инструкции, которых нужно обучать и переучивать их прямым обязанностям, за которыми, порой, нужно исправлять откровенные косяки, сделанные ими "случайно".

С другой стороны — дипломированные (не будем совсем уж обесценивать этот факт) молодые люди, жаждущие работать и зарабатывать, иногда даже готовые обучаться, которые ищут работу по своей специальности (и такое бывает), НО не могут найти её без релевантного опыта в своей сфере.

Извечный замкнутый круг: Где молодым специалистам набраться опыта, если никто не берёт без него на работу?

Придаёт ли это уверенности новичкам на рынке труда? В большинстве случаев нет. Даёт ли это компаниям найти необходимый персонал? С большим трудом. А облегчить этот процесс для обеих сторон поможет гибкость:

Во-первых, гибкость в обучении персонала.

Следует помнить, что разработанная один раз программа по умолчанию не подходит всем людям (вспомните школьные годы, когда один ученик быстро схватывает информацию, имеет хорошую успеваемость, а другой "не догоняет" то, о чем говорит учитель, и глядя в книгу видит все ту же пятерню, сложенную определённым образом). Тот человек, который в компании занимается обучением персонала, просто обязан уметь находить подход к разным людям, чтобы как можно быстрее и качественнее вводить в работу не только компетентных и опытных специалистов (помним, что для вашей компании они все ещё "новички"), а ещё и только начинающих свой профессиональный путь сотрудников.

Помимо ввода в саму должность важно помочь новому сотруднику адаптироваться в коллективе (ох уж эти междоусобные конфликты, "дедовщина" и прочие прелести желания показать свою значимость за счёт втаптывания в грязь соседа по кабинету), но об этом в другой статье.

Во-вторых, обучаемость самого специалиста.

Если это новичок на профессиональном рынке, то пришло время проверить его диплом на прочность, помня о том, что в "реальной жизни" чаще всего всё не так, как сидя на лекции. Готов ли он к этим непредвиденным ситуациям? Сможет ли быстро адаптироваться к непредсказуемым обстоятельствам? Не надоело ли человеку быть "вечным студентом" и понимает ли он, с получением корочки обучение не заканчивается, а только начинается? Признаёт ли, что, чаще всего, наличие бумаги по факту не даёт никаких практических компетенций, максимум — теоретические знания.

А если специалист опытный? Многие компетентные специалисты при трудоустройстве могут иметь трудности с адаптацией к новым условиям труда, коллективу, к тому, что придётся "прогнуться" под систему (даже если в перспективе они смогут ощутимо на неё повлиять), пересмотреть привычные процессы и внести корректировки согласно текущим условиям. Внутри это может восприниматься как посягательство на устоявшуюся ролевую модель, которая обладает многими необходимыми навыками и "годами тренировок" в данной сфере, и вызвать не самое продуктивное состояние, так что даже компетентный специалист может, порой, вести себя немного растерянно или враждебно.

И в первом, и во втором случае на помощь приходят инструменты НЛП (нейролингвистического программирования) как возможность развить у себя-любимого те пресловутые soft skills, без которых профессиональная деятельность частенько остаётся дремучим лесом. И какими бы профессиональными мы ни были в своих hard skills, лишь единицы специальностей не подразумевают взаимодействия с другими людьми и периодического обучения каким-то новым тонкостям и возможностям.

НЛП позволяет буквально научиться учиться и научиться обучать любого человека чему угодно (а при навыках НЛП "80-го левела" даже формировать у другого человека готовность сделать это "по собственному желанию").
Made on
Tilda